ГОРОДА

 

ЛЭНД-АРХ ГАЛЕРЕЯ

 

ГОРОДСКОЙ ФОРУМ

 

ПАРТНЁРСТВО

 

УЧАСТИЕ

 

НОВОСТИ

 

КОНТАКТЫ

 

.

О ПРОЕКТЕ  I  КАРТА  I  ХРОНИКА  I  УЧАСТНИКИ  I  ПРЕССА  I  ФОТОКОНКУРС

 

пресса

 

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ АКЦИИ:

 

Более 500 архитекторов возвели на Байкале «Шаман-город».

 

Шаманский бубен, Врата духов и уникальный архитектурный музей под открытым небом – первые итоги пятого фестиваля «Города».

 

С 14 по 22 июня на Ольхоне, самом большом острове озера Байкал прошел очередной международный фестиваль молодых архитекторов «Шаман-город». Он стал пятым в проекте «Города» и первым, когда молодые российские зодчие рискнули забраться в столь отдаленный район. Всего за 3 дня на Ольхоне возник целый город из 50 объектов, каждое «здание» в котором можно считать не просто произведением архитектуры, но и полноценным представителем современного искусства.

 

Ожидания организаторов к активности, проявленной молодыми архитекторами, оправдали себя полностью. Строить «Шаман-город» на Ольхон приехало почти 500 человек. Местная турбаза не справлялась с таким неожиданным и редким для этих мест единовременным наплывом народа и архитекторы с удовольствием жили в палатках.

 

«Шаман-город» - фестиваль, уникальный во многом.

 

Единственный молодежный архитектурный фестиваль. Во-первых, он проходит вне традиционных пафосных площадок, в местах, стимулирующих творческий поиск архитекторов. Для молодых кадров ведущих архитектурных мастерских и выпускников профильных ВУЗов это не просто романтическая тяга к приключениям на свежем воздухе. Оказавшись одни, далеко и на «своем» фестивале они сами становятся центром внимания, в то время как обыкновенно они остаются в тени архитектурных звезд и своих руководителей.

 

«Реальный» концептуальный фестиваль. Во-вторых, не смотря на то, что фестиваль концептуальный, все заявленные на него проекты воплощаются в материале и делают это архитекторы своими руками. Эта возможность позволяет увидеть, что даже самые смелые идеи могут стать реальностью – архитекторы доказывают, прежде всего самим себе, жизнеспособность своего креатива.

 

Реализация объектов в цельной архитектурной среде. В-третьих, хотя фестиваль и не накладывает на участников никаких ограничений, при строительстве объектов он реализуется именно как город - цельная архитектурная среда. В процессе стройки архитекторы учатся взаимодействовать, работать в ограниченных пространствах и неожиданных соседствах.

 

Этим фестиваль ясно продемонстрировал две тенденции, характерные для молодого российского зодчества – по уровню креатива и профессионализма наши архитекторы поднялись на вполне достойный уровень и горят желанием воплощать свои идеи. Практически каждая из представленных работ была не просто оригинальной и подчас довольно сложной в исполнении, но и основывалась на сложной философской концепции. Участники серьезно подошли к заявленной теме – «город шаманов», и многие основательно изучили шаманизм, чтобы включить элементы этой культуры в свои проекты. Некоторые команды создали сложные объекты – архитектурные постройки сопровождались другими элементами перфоманса – световым, драматическим шоу, в которых использовались сила ветра и солнце. Например, команда дети Иофана перед своей «Аркой» устроила театрализованное представление. На других объектах можно было гадать - так работал Шаманский ретранслятор «Истышур» команды мастерской Сергея Киселева, - медитировать или даже изменять себя. Последнюю возможность предложил проект команды «Любовники» - «Место для измены». Кроме того, на Ольхоне появились шаманский олень, место для камлания, и даже шаманский туалет.

 

Вместе с тем, фестиваль показал, что архитекторы готовы и жаждут сплочения: оказалось, что иных возможностей общаться в творческой среде у российской архитектурной молодежи просто нет. Эта возможность работает прежде всего на перспективу. Те, кто сегодня стоит «Шаман-город», через 10-20 будет определять архитектурный облик городов. Начать чувствовать себя единым сообществом крайне важно для них именно сейчас. Начавшись, как небольшая творческая акция, сегодня череда фестивалей «города» становится целым движением. По образу глобального фестиваля в регионах теперь стартуют местные инициативы, которые станут отборочными этапами для желающих строить очередной концептуальный «Город».

 

Оценить возникший на Ольхоне концептуальный город смогли местные жители и туристы. Все появившиеся там объекты можно было испытать в действии – на движущихся частях покататься, а на «Дереве желаний», например, написать или нарисовать свою мечту. Самые удачные работы будут сохранены – на Ольхоне теперь появится музей под открытым небом, где будут проходить другие творческие слеты. За счет творчества архитекторов выиграли и местные турбазы – часть объектов станут туристическими достопримечательностями.

 

Одна из возможных площадок для следующего, зимнего фестиваля из серии «Города» планируется в г.Ярославле, который признан официальной столицей Масленицы.

 

Организаторы – архитектурная мастерская А.Асадова (Москва) и Союз московских архитекторов приглашают к сотрудничеству всех, кто готов принять участие в молодежном архитектурном движении России! Подробную информацию о фестивалях можно найти на сайте www.asadov.ru

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЯ АСАДОВА ДЛЯ ЖУРНАЛА INTERNI:

 

Шаман-город - это пятый по счету архитектурный фестиваль, который проводит наша мастерская совместно с Московским и Российским Союзом архитекторов.

Идея первого фестиваля была прозаической - отремонтировать пристань в усадьбе Суханово. Параллельно возникло желание оторвать молодых архитекторов от их компьютеров и вывезти из душного города на природу, где в режиме двухдневного нон-стоп шоу они создали бы арх-инсталляции на заданную тему, держа в руках вместо компьютерной мышки пилу и рубанок!

С каждой новой акцией аудитория расширялась, вливались новые города, но основные Принципы остались без изменений:

- это архитектурная тусовка на свежем воздухе (и, к тому же, каждый раз в неожиданном месте!)
- это возможность для молодых архитекторов реализовать свой творческий замысел в короткое время своими руками!
- это участие в большой Стройке, соревновательский дух и общий подъем!

 

Выбор Байкала был простым - во-первых, туда мало кто просто так доберется - а посмотреть есть на что! Во-вторых, место в "центре нагрузки" всей страны (поэтому диапазон участников был от Прибалтики до Владивостока!). А в-третьих, нас давно звал клуб молодых иркутских архитекторов - вот мы и согласились! И, главное, не пожалели - место действительно потрясающее! Тема родилась тоже сама собой - остров Ольхон, на котором проходил фестиваль, является одним из центров Шаманской культуры!

 

Что касается нашей конструкции - "Шаман-Бубна", то ее идея родилась довольно быстро - было желание объединить дух древних шаманских обрядов с современной конструктивной мыслью! Получилось что-то вроде святилища для солнечного божества, к тому же, с элементом интерактивности - можно было вызвать "голоса предков" с помощью множества колоколов, сделанных из ржавых обрезков труб... Для реализации нашей идеи мы пригласили замечательного мастера Пашу из города Иванова, который собрал множество опытных образцов конструкции! Один из них, в натуральную величину, был установлен на стрелке Острова напротив храма Христа Спасителя (в рамках фестиваля Арх-Москва), а потом занял почетное место перед окнами нашей мастерской!


После Шаман-Города создалось впечатление, что наши акции превращаются в эдакую выездную сессию для всероссийского молодежного архитектурного движения! Есть планы организовать интернет-портал для этого движения и устроить конкурс на будущие площадки - по принципу выбора места проведения Олимпийских игр! Поэтому приглашаем всех заинтересованных в "Арх-движении" к участию и содействию! Все свои предложения можно оставить на "городском" форуме на сайте
www.asadov.ru

 

 

 

ГОРОД НАД ОЗЕРОМ   (Ведомости № 28 (65) 27 июля 2007)

 

Сорок молодежных команд из разных городов отправились на Байкал на архитектурный фестиваль — их проекты получились и остроумными, и эффектными

На острове Ольхон, который называют “сердцем Байкала”, за три дня вырос целый “Шаман-город”. Корреспондент “Пятницы” не только побывала в этих красивейших местах, но и поучаствовала в строительстве одного из проектов.

 

“А можно кого-нибудь из взрослых?”

Дорога была тяжелой. В день, когда большинство из четырехсот молодых архитекторов вылетали из Москвы в Иркутск, разразилась гроза и рейс задержали почти на пять часов. Путь в 300 километров от Иркутска до острова Ольхон тоже затянулся, один из автобусов сломался — так что вместо вечера до турбазы “Солнечная” в поселке Хужир добрались уже тогда, когда Байкал стал красно-золотым от восходящего солнца. Глядя на то, как в штабе фестиваля бледные от переутомления юноша с девушкой распределяют номера для расселения и объясняют, как добраться до палаточного лагеря, я ловила себя на мысли, что невольно жду появления кого-нибудь из взрослых. И только потом стало ясно: это-то и есть взрослые. Весь фестиваль, проводимый при поддержке Союза московских архитекторов, делается усилиями четырех молодых людей.

Андрей Асадов из “Архитектурной мастерской А. Асадова”, — типичный интеллигентный юноша из “хорошей семьи”. Его коллега по мастерской Иван Овчинников похож на байкера и лихо гоняет по холмам Ольхона на мотоцикле. Фестиваль, который они устраивают уже в пятый раз, носит название “Города”. Как и все настоящие начинания, возник он спонтанно. “Два года назад в Доме творчества "Суханово" нас попросили придумать что-то, чтобы привлечь молодых архитекторов, — рассказывает Андрей Асадов. — И мы устроили субботник по реконструкции разрушенной пристани. Разбили ее на участки, где каждая команда выстроила свою инсталляцию. Получился настоящий Город-на-воде. Мы думали, что это разовая акция, но все стали спрашивать: "А когда продолжение?" Так что решили продолжить”.

Потом были Город-на-снегу и Город детства в том же “Суханово”, Город-крепость, возведенный в феврале этого года у стен Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области. “Просто вся наша мастерская очень любит путешествовать, — объясняет Иван Овчинников. — Вот я, например, прямо отсюда, с Ольхона, отправлюсь на мотоцикле в Монголию и Китай. Наш коллега по мастерской Женя Золотухин — он родом из Иркутска — давно звал нас на Байкал, и в результате родилась эта безумная идея провести здесь фестиваль. Думали, ну соберется человек сто самых отважных. А оказалось, что даже вышли на международный уровень: к нам впервые присоединились команды из Латвии и Эстонии”.

На “Шаман-город” также приехали архитекторы из Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Петрозаводска, Ярославля, Иркутска. А владивостокская команда “7Я Приморгражданпроект” устроила себе дополнительное приключение и добиралась до Ольхона две недели на джипах.

 

Путь шамана и магическая бутылка

Ольхон — остров заповедный, и на любом понравившемся клочке земли тут строительство не развернешь. В результате огородили территорию на холме, рядом с башнями телефонных станций, — оттуда открывался роскошный вид на Байкал, линию песчаного пляжа и поросшие лесом сопки. Тема фестиваля — выход в иные миры, общение с непознаваемым — была разыграна участниками на разные лады. Мастерская “Сергей Киселев и Партнеры” представила инсталляцию “Истышур” (выдуманное слово) — игрушку-ретранслятор, принимающую сигналы из космоса: на ее крутящейся плоскости были начертаны цитаты из “Алисы в Cтране чудес”, по которым можно было гадать. Мастерская Асадова выстроила загадочный “Бубен”, похожий на обращенный в небо локатор. Московская команда “Не-обходи-мы” сплела Shaman bottle — внутри огромной бутылки зажгли свечи и поставили кальяны, и люди расположились в ней почти как в зале кафе. Мастерская из Нижнего Новгорода Арх_ иНН обратилась к йоге и сколотила предназначенную для медитации конструкцию “Тратак”. Высоченная инсталляция команды из Владивостока символизировала стремление человека к саморазвитию. Строительные работы на свежем воздухе оказались заразительными: архитекторам вовсю помогали местные отдыхающие. Не осталась в стороне и я и впервые в жизни взяла в руки пилу, присоединившись к московской команде “Структура”, которая строила инсталляцию “Путь шамана”. В этом и есть главная задача фестиваля, как ее формулируют Асадов и Овчинников: делать что-то сообща. Ведь для архитекторов, проводящих много времени в офисе за компьютерами, очень важно воплотить замыслы своими руками. Следующий — зимний — фестиваль “Города” планируют провести в Ярославле.

 

Александра Машукова № 28 (65) 27 июля 2007

 

 

 

МОСТ ЧЕРЕЗ ЭНГДЕКИТ.

V международный фестиваль молодых архитекторов «Города»: шаманские игры на Ольхоне.        (SALON.RU   22 августа 2007)
 

Молодежный архитектурный фестиваль «Города» - фестиваль-кочевник, фестиваль-путешественник, он кочует по долам и весям земли русской в поисках умов молодых и пытливых, людей работящих, труда ручного не сторонящихся и ремеслу архитектурному обучающихся. Возводят эти люди города деревянные и всегда со смыслом глубинным: то о снежной стихии, то о водной, то детство помянут, а то и таинства шаманские…

В нынешнем году фестиваль прошел на Байкале, на самом большом из его островов - Ольхоне. Там раскинул свои сети «Шаман-город». «Врата духов» («Дети Иофана», Москва), ловушка для снов («Кромбит-Траксорм», Ярославль), SHAMAN BOTTLE («Не_обходи_мы, Москва») и «шаман-бубен» (Мастерская А. Асадова, Москва), место для упражнений в медитативной технике тратак («Арх_инн», Н. Новгород), мост для камлания - священного шаманского ритуала, во время которого шаманы совершают путешествие по воображаемой реке Энгдекит с целью встречи с душой новорожденного, проводов души умершего или поисков души заболевшего, «КАМЛАНИЯ-POINT» (ИРГП, Иркутск) и т.д.

Все это диво сопровождалось театральными инсценировками, шаманскими гаданиями, медитациями, курением кальянов и созерцанием естества природного. И шаманизм, в древние культы и традиции которого попытались проникнуть молодые проектировщики, вдруг заговорил в новорожденном городе покачиванием опор от стихийных порывов ветра, тяжелыми предсумеречными или радужно-солнечными бликами на древесине, намокшей фактурой от бриза…

Цель таких «городов» - развить у молодых архитекторов умение реализовывать свои объекты в определенном ограниченном по площади пространстве со всей его данностью и в то же время научить вписывать свои проекты в цельную, постоянно развивающуюся и трансформирующуюся архитектурную среду, ведь никогда заранее не известно, какое сверхстроение замыслил твой сосед по застройке и как в дальнейшем уживутся ваши творения. В то же время именно здесь зарождается это ощущения общности, которое и позволит сегодняшним студентам и выпускникам архВУЗов через 5-10 лет называться архитектурным сообществом.

Одной из возможных площадок для следующего, зимнего фестиваля из серии «Города» может стать Ярославль - столица русской Масленицы.

 

 

 

ГОРОД НА ОСТРОВЕ (Восточно-Сибирская Правда 2 августа 2007)

 

В июне на Ольхоне, самом большом острове озера Байкал, прошёл V международный фестиваль молодых архитекторов «Шаман-город». Всего за 3 дня недалеко от посёлка Хужир возник целый город из 50 композиций.

За несколько лет небольшой праздник, задуманный командами молодых архитекторов, превратился в крупный фестиваль смелых проектов, креативных идей и необычных решений. Фестиваль «Шаман-город» - это уникальная возможность для молодых архитекторов продемонстрировать талант и реализовать свои идеи на практике.

Организаторы фестиваля - архитектурная мастерская Александра Асадова (Москва) и Союз московских архитекторов - говорят, что идея создания целого шаманского города возникла благодаря их интересу к этой уникальной, самобытной культуре.

 

Строить «Шаман-город» на Ольхон приехали почти 500 человек. Молодые архитекторы из двух десятков городов России, а также из Казахстана, Белоруссии, Латвии, Эстонии всего за неделю построили целый город. Для участия в фестивале необходимо было собрать команду, дать ей оригинальное название и своими силами, уже на иркутской земле, построить объект.

 

Местом проведения фестиваля не случайно был выбран остров Ольхон. Особый дух этих удалённых от бурной жизни города мест помог участникам фестиваля полностью раскрыться. Молодые зодчие рискнули забраться в столь отдалённый район, чтобы на практике показать широту их идей и высокий полёт фантазии. Для многих будущих архитекторов, выпускников ведущих архитектурных мастерских и выпускников профильных вузов, фестиваль - это первая возможность поработать самостоятельно.

 

На Ольхоне уникальная природа, и организаторами фестиваля было принято решение о запрете командам-участникам использования местных природных ресурсов. Каждой команде были предоставлены материалы - один кубометр древесины, небольшое количество стальных тросов и проволоки, краска и лак для отделки. Построенный на Ольхоне концептуальный город-проект после окончания фестиваля стал живым музеем архитектурного минимализма под открытым небом.

 

По словам самих участников, участие в международном фестивале позволило им увидеть возможности окружающего мира. Они осознали, что иногда даже самые смелые идеи могут быть реализованы при небольших материальных возможностях.

 

Хотя фестиваль и не накладывал на участников никаких ограничений по форме, высоте и иным пространственным характеристикам, при строительстве объектов выбранная площадка должна была превратиться именно в «город». Была поставлена цель создания цельной архитектурной среды. По словам организаторов, именно в таких условиях молодые архитекторы учатся работать сообща в ограниченных пространствах. Но главное заключается в том, что архитекторы делали всё своими руками.

 

Итоги фестиваля показали, что уровень профессионализма молодых архитекторов достаточно высок и они горят желанием воплощать свои идеи. Практически каждая из представленных работ была оригинальной и подчас довольно сложной в исполнении, к тому же основывалась на сложной философской концепции. Участники серьёзно подошли к заявленной теме - «город шаманов». Многие основательно изучили шаманизм как одно из древнейших мировых религиозных верований, чтобы включить его элементы в свои проекты. Некоторые команды создали сложные объекты, архитектурные постройки сопровождались элементами перфоманса - световым, драматическим шоу, в которых использовались сила ветра и солнце. Например, команда «Дети Иофана» перед своими «Вратами духов» устроила театрализованное представление. На других объектах можно было гадать - так работал шаманский ретранслятор «Истышур» команды мастерской Сергея Киселёва; возможность медитировать или даже изменять себя предложил проект команды «Любовники» - «Место для измены».

 

Серию работ представили студенты архитектурного факультета Иркутского технического университета. Эскизы архитектурных творений отличают образность и поэтичность. Об этом говорят и названия их работ - «Время желаний», «Место, приятное на ощупь», «На вершине мировой горы», «Храм четырёх стихий».

Оценить возведённые на Ольхоне шаманские объекты смогли местные жители и туристы. Все появившиеся там сооружения можно было испытать в действии: на движущихся частях - покататься, а на «Дереве желаний», например, написать или нарисовать свою мечту.

 

Самые удачные работы удалось сохранить, несмотря на то, что отдельные прагматично настроенные местные жители ждали с нетерпением окончания фестиваля, чтобы разобрать концептуальные сооружения на дрова. Часть работ была передана под опеку местного художника, а ещё несколько переехали на территорию соседней турбазы, где появилась теперь специальная Шаманская площадь.

 

Анастасия ЗОЛОТАРЁВА